✮IRENA ✮PLATOVA✮ предлагает Вам запомнить сайт «ВПЕРЁД, РОССИЯ! Новостной патриотический сайт»
Вы хотите запомнить сайт «ВПЕРЁД, РОССИЯ! Новостной патриотический сайт»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Новый сериал НТВ - безобразное надругательство над классикой

развернуть

Новый сериал НТВ - безобразное надругательство над классикой

На столетие революции отечественное телевидение осчастливило российского зрителя богатым набором телепродукции. Не остался в стороне и канал НТВ, представивший новую (третью по счету) экранизацию романа-эпопеи Алексея Толстого «Хождение по мукам», рекламируемую как «главную телепремьеру года».

«Создать величие революции во всей сложности»

Новый сериал НТВ - безобразное надругательство над классикой

«Хождение по мукам» с полным правом можно назвать одним из основных произведений (наряду с «Тихим Доном» Михаила Шолохова), посвященных переломной революционной эпохе. Над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») Толстой работал около 22 лет. Ее тему он определил так: «Это потерянная и возвращенная Родина». Писатель рассказывает о жизни России периода от первой мировой до гражданской воины, о сложном пути русской интеллигенции, через муки, кровь и метания пришедшей к пониманию правды революции. Муки этого выбора Алексей Толстой прочувствовал на себе. Русские писатели по-разному приняли революционные события. Одни, как Маяковский, Брюсов и Есенин - безоговорочно («Принимать или не принимать, такого вопроса для меня не было. Моя революция».[1]) Некоторые, как Александр Блок, с поддержкой, надеждой на позитивные перемены и желанием сотрудничать с новой властью. «Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Спрашивал поэт и отвечал категорически - Может и обязана».[2] Другие, как Горький или Пришвин, в первое время, критично. И, наконец, определенная часть - Гумилев, Бунин, Мережковский - враждебно, вплоть до борьбы с оружием в руках. А.Н. Толстой приветствовал свержение монархии, восторженно заявляя, что страна вошла в новый век – век свободы. Но по отношению к Октябрю занял враждебную позицию, которая привела его в эмиграцию. Однако причина этого неприятия все же была иной, чем у Бунина, представлявшего «русское простонародье» с позиции социального расизма «преступными», «азиатскими», «монгольскими» «атавистическими особями», или Гиппиус, считавшей Октябрьскую революцию бунтом «взбесившегося хама».[3]Неприятие Толстого выросло из ощущения «потерянной Родины», представления, говоря словами его героя, что «Родины… больше нет. Великая Россия… – навоз под пашню».[4] Сам писатель так объясняет причины своей враждебности к новой власти: «В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед. В эти годы погибли два моих родных брата… восемь человек моих родных умерло от голода и болезней. Я сам с семьей страдал ужасно. Мне было за что ненавидеть».[5] Сравним это признание с исповедью Вадима Рощина, героя романа, в котором слышатся те же мысли: «Ты ответь: что для тебя родина? Русское небо над русской землей. Разве я не любил это? Разве я не любил миллионы серых шинелей, они выгружались из поездов и шли на линию огня и смерти… Родина — это был я сам, большой, гордый человек… Оказалось, родина — это не то, родина — это другое… Это — они… Ответь: что же такое родина? Об этом спрашивают раз в жизни, спрашивают — когда потеряли… Ах, не квартиру в Петербурге потерял, не адвокатскую карьеру… Потерял в себе большого человека, а маленьким быть не хочу… Серые шинели распорядились по-своему… Что мне оставалось? Возненавидел! Свинцовые обручи набило на мозг… В Добрармию идут только мстители, взбесившиеся кровавые хулиганы…».[6] И свою судьбу после революции в открытом письме Н.В. Чайковскому Алексей Толстой назвал «скорбным путем хождения по мукам». Так что роман-трилогия частично автобиографичен и отразил метания и переживания самого писателя, прошедшего путь от ненависти к пониманию и принятию революции. Но именно эта патриотическая позиция и привела Толстого сначала к сотрудничеству в сменовеховском движении, а потом – к возвращению в Советскую Россию. Сменовеховская эмиграция и сам писатель в большевистском правительстве увидели, по словам А.Н. Толстого, «ту реальную …власть, которая одна сейчас защищает русские границы от покушения на них соседей, поддерживает единство русского государства и… одна выступает в защиту России от возможного порабощения и разграбления ее иными странами».[7] Приняв революцию с патриотических позиций, Алексей Толстой попытался понять и принять ее социальное содержание. «А там (в Москве), - пишет он перед отъездом на Родину, - на трехгранном обелиске написано: «Кто не работает, тот не ест». Там утверждают, что истина - в справедливости; справедливость в том, чтобы каждый осуществил право на жизнь; право на жизнь – труд». [8]

Роман писателя, начатый еще в эмиграции и активно продолженный в СССР, и стал, как уже отмечалось, осмыслением личной позиции, эволюции самого писателя. Это, по его словам, «хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам – ощущение целой огромной эпохи…».[9] Но при этом главная идея эпопеи, ее направленность выражена совершенно четко и определенно. Автор, который был на стороне белых, теперь, подобно своему герою – Вадиму Рощину сознательно перешел на сторону красных и всем пафосом своего таланта показал правоту революционного дела. «…я не только признаю революцию…, я люблю ее мрачное величие, ее всемирный размах. И вот задача моего романа – создать это величие, этот размах во всей сложности, во всей трудности. Мой план романа и весь его пафос в постепенном развертывании революции, в ее непомерных трудностях, в том, что горсточка питерского пролетариата, руководимая «взрывом идей» Ленина, бросилась в кровавую кашу России, победила и организовала страну».[10]

«Двух правд нет»

Новый сериал НТВ - безобразное надругательство над классикой

В новой телеверсии эта главная идея и «пафос романа» полностью выхолощен. Вместо нее зрителю подсовывается совсем другая противоположная идея, о которой с журналистской прямотой поведала критик Юлия Барановская, пытаясь внушить непутевому зрителю правильность и высокое качество новодела: «…революция это плохо – догадывается зритель – А посему не надо раскачивать пресловутую лодку. И правильно догадывается, потому что дальше нам очень наглядно и подробно демонстрируют, как это может быть, когда раскачавшаяся лодка все-таки переворачивается».[11] И чтобы воплотить эту цель, роман бесстыдно коверкается, режется, перевирается. Из него выбрасываются целые куски, значительные персонажи и герои. Так, третья часть трилогии «Хмурое утро» урезана больше, чем наполовину. Пропала вся линия эпопеи Рощина у махновцев и восстания в Екатеринославе, пребывания Даши у красных, сражения Гражданской войны с участием Телегина. Исчезли яркие колоритные персонажи Ивана Горы, красноармейки Агриппины, крестьянки Анисьи, попа-расстриги Кузьмы Кузьмича, рабочего Руднева, комсомолки Маруси, матроса Чугая. Но это не удивительно, так как все они либо стоят на стороне красных, либо им сочувствуют. Под прессом приспособления сюжета к идее, совершенно противоположной роману, становится невнятной, нелогичной линия и поступки главных героев. Так, принципиальный выбор Телегина объясняется разрывом с женой - «Воевать хоть с чертом…». Эволюция Даши, ее вновь вспыхнувшая любовь к мужу и приход к красным Рощина также совершенно непонятны. Все объясняется опять-таки случаем. Абсурдна и выдумка с обменом документами Рощиным и Телегиным, которая и придумана для того, чтобы показать, как обоих героев хватают озверевшие большевики, сажают в сарай и готовятся расстрелять. Вот только не ясно, каким образом оба потом возникают в рядах Красной армии, а Рощин щеголяет в фуражке со звездой. Между тем у Толстого все логично. Перелом в сознание Даши начинается после митинга на заводе, где она не только слышит Ленина, но и видит настрой рабочих, их убежденность, готовность идти на жертвы ради конечной цели. («Даша могла только сказать: видела и слышала другое. …это другое было сурово моральное, значит – высшее»[12].) Потом она становится свидетелем зверств во время мятежа белых в Ярославле. Дело довершает восхищение поступком мужа, который «рисковал жизнью, чтобы только на минутку увидеть» ее. Даша понимает, что он «сильный, мужественный, человек окончательных решений» и приходит к ключевому выводу: «Если все большевики такие, как Телегин, стало быть, большевики правы!» Понятно, что эта фраза тоже не допущена в новую экранизацию. Ярко и убедительно показывает писатель перелом, произошедший в сознании Рощина, который, повоевав у белых, чуть не был застрелен в спину. Вадим Рощин так охарактеризовал белогвардейскую армию: «Добрармия – это всероссийская помойка. Ничего созидательного, даже восстановительного в ней нет и быть не может. А наломать она может, и даже весьма серьезно…»[13] Участвуя в восстании в Екатеринославе, он знакомится с большевиками и понимает, что ни такими «угрюмыми» оказались эти рабочие парни, что они «знают, за что помирать», и почувствовал «себя пригодным для хорошего дела». Но нет в фильме ни штурма Екатеринослава, ни комсомолки Маруси, погибшей при отступлении, которую Рощин выносил на руках по мосту, что стало как бы мостом перехода на красную сторону. Неумолимый поток истории приносит почти не сопротивляющуюся Катю в сельскую школу, а затем на работу в Наркомат просвещения, где она «вдруг оказалась значительным существом», в «котором очень нуждались» товарищи из Наркомпроса. И эта учительская работа Кати заменена в фильме непонятной деятельностью по организации выступлений неожиданно воскресшего поэта Бессонова.

Новый сериал НТВ - безобразное надругательство над классикой

Кроме магистральной линии о пагубности, вредности и ужасах революции в новой версии зрителю постоянно навязывается еще одна современная идеологическая парадигма – о бесцельной и страшной братоубийственной гражданской войне и о том, как обе стороны одинаково страдали и защищали каждый свою правду. Однако это утверждение расходится не только с исторической объективностью, но опять же с самим романом Толстого, где как раз эта мысль жестко опровергается. «Были две правды: одна – кривого, этих фронтовиков, этих …женщин с простыми, усталыми лицами; другая – та, о которой кричал Куличек. Но двух правд нет. Одна из них – ошибка страшная, роковая…»[14] Весь роман доказывает, что правда на стороне красных, большевиков потому, что их поддерживает народ. И потому, что они помогли обрести новую Родину, сохранить и «организовать» страну. И потому что белые воюют при поддержке интервентов, которых новый сериал вообще не упоминает. Мало того, в разговоре между Рощиным и Телегиным промелькнуло утверждение, что воюем, мол, друг с другом, а не с иностранным противником, не с англичанами или французами. Это очередная ложь как сериала, так и современной пропаганды. Красная армия воевала как раз и с англичанами, и с французами, и с немцами, и с японцами и еще с представителями множества стран, которые ввели в Россию до миллиона вооруженных солдат. А на завершающем этапе войны еще и с Польшей. Не случайно более 40% бывших царских офицеров пришло в Красную армию. В мае 1920 г. легендарный Брусилов обратился "ко всем бывшим офицерам, где бы они ни находились" с призывом вступать в РККА и защищать советскую республику: "…в этот критический исторический момент нашей народной жизни... забыть все обиды... и добровольно идти с полным самоотвержением и охотой в Красную Армию, на фронт или в тыл... и служить там не за страх, а за совесть, дабы своей честной службой, не жалея жизни, отстоять во что бы то ни стало дорогую нам Россию и не допустить ее расхищения».[15] В романе «Хождение по мукам» описываются бесчинства немецких интервентов в донских станицах, совместный обед правительства Комуча с представителями военных из Франции и Италии. Развертывая картину событий 1918-1920 годов, Толстой прямо говорит о «неприкрытой интервенции». Да и социальные отношения в досоветской России трудно назвать братскими. В России сохранялось сословное деление, которое было отменено только после Октябрьской революции. Представители бывших правящих классов отнюдь не считали братьями российских крестьян или рабочих. Для них русское простонародье было не только низшим классом, но и чем-то вроде низшей расы. Так, кумир многих современных либералов философ Н. Бердяев в работе с характерным названием «Философия неравенства» писал: «Но объективная незаинтересованная наука должна признать, что в мире существует дворянство не только как социальный класс с определенными интересами, но как качественный душевный и физический тип, как тысячелетняя культура души и тела. Существование «белой кости» есть не только сословный предрассудок, это есть неопровержимый и неистребимый антропологический факт».[16] Вспомним, что писатель Иван Бунин определял рабочих как «азиатов», «монголов» с «восточным говором» с «мерзкими торжествующими мордами». Так что идейной основой белого движения был не только антибольшевизм, но ярко выраженный социальный расизм. Не случайно Сергей Есенин, выходец из крестьян, заметил о белых армиях: «В тех войсках к мужикам родовая месть».[17] Какие уж тут братские чувства! Барам после многовекового господства было нестерпимо признать власть простонародья.

«Красный граф» Толстой и демофоб режиссер Худяков

Представляется чудовищным, что в XXI веке носители этих идей идеализируются, а сами идеи вновь возродились и находят приверженцев, в том числе в среде, именующей себя культурной и интеллигентской. Ибо именно с этих позиций подаются все представители революционного «красного лагеря» в фильме, по недоразумению носящем название произведения А.Н. Толстого. Это пьяная матросня, оскорбляющая чистых невинных барышень, упыри-комиссары с грязными помыслами и намеками, мародеры – красноармейцы, бандиты из армии батьки Махно, чиновники – приспособленцы из домовых комитетов, отнимающие у героев «родные стены», туповатые безграмотные работницы с низким культурным уровнем. Не забыты и вожди революции. Так, один из красноармейцев безапелляционно сообщает, что и «товарищ Ленин – за репрессии». По контрасту с этими образами «красный граф», бывший эмигрант Алексей Толстой в романе с огромной симпатией и уважением рисует представителей простого народа. Матрос Чугай, Анисья, Агриппина, Латугин, Маруся, Шарыгин - великодушные убежденные «сильные люди», «простые сердцем». Толстой показал, какие силы и таланты высвободила в этих простых рабочих и крестьянах революция. Он горячо утверждает словами своего героя, что «народ не серый», «богатый народ». Символом этого творческого подъема стало изображение самодеятельного театра в качалинском полку, который раскрыл артистический талант крестьянки Анисьи Назаровой. Интересно, что этот эпизод основывается на реальных фактах. А.Н Толстой тщательно изучал обширный документальный материал, встречался с участниками Гражданской войны. А. П. Савченко, участница многих боевых походов рассказала писателю о красноармейском театре 5-го Заамурского полка. В ее записках говорилось: «Наша театральная любительская группа состояла из штабных работников. Мы не пичкали бойцов ерундой, а старались играть Островского, Чехова, и при стоянках в 2-3 дня были у нас спектакли».[18] Толстой на этой истории показал одаренность простых людей из народа, огромную тягу к культуре, знаниям, пробужденную революцией. Вот так у «советского красного графа» представители народа – талантливые душевно «богатые» люди, а у режиссера К. Худякова, выросшего и воспитанного при социализме, – злобное тупое «быдло», каким термином неоднократно аттестуют восставший народ в картине. Ненависть «белой кости» к низам, захватившим власть, понятна, ее представители очень много потеряли. А вот чем руководствуются нынешние режиссеры с благополучной советской биографией, современные деятели культуры, у большинства которых предками было то самое «быдло», «сволочи», которых герои романа Толстого со стороны белых хотели «загнать обратно в подвалы»? Ответ один – они обсуживают тех, кто, захватив народную собственность, «до мозговой рвоты» опасаются новой революции.

Классика против «нищеты философии»

Новый сериал НТВ - безобразное надругательство над классикой

Выбросив целые сюжетные линии из романа Толстого вместе с весьма значимыми героями, творцы новой версии насовали в сериал своих героев и новые сюжеты.

Едва ли не треть экранного времени занимают похождения Лизы и Жадова, изображенные в духе Бонни и Клайда. Боевичок с ограблениями дополняется слезливыми мелодраматическими историями выдуманных героев. Причем все эти приключения несуразны и демонстрируют иногда полное незнание сценаристкой Еленой Райской реалий того времени. То Савинков дает Рощину рекомендацию в армию Деникина, то командир полка Сапожков выписывает направо и налево мандаты, имеющие огромную силу. Увидев их, все красные командиры берут под козырек, а советские чиновники в Петрограде бледнеют и тут же выполняют все требования их предъявителей. Создается впечатление, что грозный Сапожков – это псевдоним Троцкого или Дзержинского. Нам не слышно, что говорит Ленин на митинге на заводе, где присутствует Даша, но зато мы видим вокруг трибуны каких-то непонятных лиц в костюмах с галстуками (это на заводе в 1918 году!), напоминающих офисных работников. Так, крупнейшее произведение русской классики превращается то в дешевый боевик, то в душещипательную мелодраму. Серьезные философские рассуждения, осмысление писателем сложных вопросов выбрасываются за ненадобностью вслед за «неудобными» героями. Так, одно из центральных мест в романе занимает патриотическая тема, тема «обретения Родины». Сначала она поднимается в споре Телегина и Рощина, когда Иван Телегин, опираясь на российскую историю, высказывает уверенность в возрождении России: «Уезд от нас останется, - и оттуда пойдет русская земля».[19] Затем в разговоре Рощина с его однополчанином подполковником Тетькиным возникает тема новой России, нового величия, которое неотделимо от социальной справедливости. «Горжусь, - заявляет он. – И лично я вполне удовлетворен, читая историю государства Российского. Но сто миллионов мужиков книг этих не читали. И не гордятся. Они желают иметь свою собственную историю, развернутую не в прошлые, а в будущие времена… Cытую историю».[20] Особое место в романе занимают размышления о роли интеллигенции в революции. Писатель пытается вскрыть причины разочарования, испуга части интеллигенции перед революционной стихией и восставшим народом. Он язвительно описывает устами футуриста, а потом красного командира полка Сергея Сапожкова, как идеалистические представления о русском народе и ожидаемой революции столкнулись с суровой реальностью, глубоким разрывом между интеллигенцией и народом. Сапожков дает убийственную характеристику поведения значительной части интеллигентских кругов: «Наша трагедия, что мы, русская интеллигенция, выросли в безмятежном лоне крепостного права и революции испугались не то чтобы до смерти, а прямо до мозговой рвоты… Земной шар мечтали мужичкам подарить. А нас, энтузиастов, мечтателей, рыдальцев, - вилами... Неслыханный скандал! Испуг ужасный... И начинается, милый друг, саботаж... Величайшая, непоправимая ошибка. А все барское воспитание, нежны очень: не в состоянии постигнуть революции без книжечки... В книжечках про революцию прописано так занимательно... А тут - народ бежит с германского фронта, топит офицеров, в клочки растерзывает главнокомандующего, жжет усадьбы… Ну, нет, мы с таким народом не играем, в наших книжках про такой народ ничего не написано...» Он же делает закономерный вывод, что единственная сила, способная вывести страну из хаоса и анархии и повести за собой народ – это коммунисты, которые действуют решительно и имеют четкую программу. «И в нашей интеллигенции нашлась одна только кучечка, коммунисты. Когда гибнет корабль, - что делают? Выкидывают все лишнее за борт... Коммунисты первым делом вышвырнули за борт старые бочки с российским идеализмом... И народ сразу звериным чутьем почуял: это свои, не господа, эти рыдать не станут, у этих счет короткий...»[21] И поэтому за коммунистами пошел не только народ, но та часть интеллигенции, которая не отшатнулась от революции, сумев увидеть, говоря словами Блока, «октябрьское величие за октябрьскими гримасами». Но зачем создателем сериала эти сложные умозаключения, анализы социальных и политических проблем, выводы? Они заменяют глубокие философские поиски смысла жизни, пошлой обывательской проповедью выживания и семьи как единственной и главной ценности в жизни человека.

Как режиссер Худяков и сценаристка Райская исправили «конформиста» Толстого

Выдержав все это надругательство над русской классикой, досмотрев до конца сериал, думающий зритель мог уже не сомневаться, что концовка романа с присутствием героев на докладе на съезде Советов о плане ГОЭЛРО, также не вписывается в новой прочтение и будет переделана. И предчувствия не обманули прозорливого зрителя. Герои вместо съезда Советов с рыданиями воссоединяются и опять-таки вопреки роману не в Москве, а в Петрограде. Но и тут зрителей ждал сюрприз. Финальные титры сообщают, что Рощин Вадим Петрович был арестован и расстрелян в 1936 году, а Рощина Екатерина Дмитриевна умерла в лагере. Уже упоминаемая критикесса Юлия Барановская, скромно величающая себя «звездным редактором», горячо защищает подобную концовку, рожденную богатой фантазией сценаристки Е. Райской и режиссера К. Худякова, обвиняя классика русской и советской литературы в «фальши и пафосе книжного финала», назвав его «прогибом бывшего эмигранта, красного графа Алексея Толстого перед новой властью».[22] Оставим на совести критиков писателя предъявляемые ему упреки в конформизме, неискренности и политическом приспособленчестве. Их особенно убедительно слышать из уст людей, которые, подобно почти 80-летнему режиссеру К. Худякову свою карьеру сделали при советской системе, а в настоящее время выступают с высказываниями о революции как о «самой поганой и пагубной выдумке человечества».[23] Подобные творцы обычно других судят по себе. Заметим лишь, что финал романа как раз логически вытекает из всех философских осмыслений автора, всего хода повествования, когда герои после «хождения по мукам» обрели обновленную Родину и начали созидательную «перестройку мира». Стоит отметить также, что значение плана ГОЭЛРО и сегодня признается всеми объективными исследователями, а плодами его до сих пор пользуются как жители страны, так и российская власть. Оправдывая выдуманные судьбы героев, нам объясняют, что режиссер «хорошо знал историю своей страны». Но и Алексей Толстой тоже ее знал не хуже режиссера, поскольку описанное время прожил вместе со страной, а закончил роман в июне 1941-го, то есть, когда годы, когда один герой по мысли авторов новодела должен был быть расстрелян, а другая окончить свои дни в лагере, уже прошли. И, наконец, как справедливо отмечают исследователи творчества А.Н Толстого, «эти герои имели реальных прототипов. Крандиевская, третья жена писателя, с которой написана Катя, дожила до старости и умерла в Ленинграде, а не в Сибири. Генерал-лейтенант Евгений Шиловский, друг Толстого, послуживший прототипом Вадима Рощина, не был расстрелян в 1936, а прошел ВОВ и умер в 50-х в Москве от инфаркта».[24]

Таким образом концовка становится еще одной постыдной и неуклюжей попыткой опорочить советское прошлое.

Такой же грубой пропагандистской поделкой стал и весь сериал, в котором от первоисточника остались лишь имена героев и некоторые сюжетные линии. В 1918 г. другой великий русский литератор поэт Александр Блок, анализируя ту же тему, что и Алексей Толстой в своем романе - эпопее, сказал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому великой».[25] Этот сложный, но героический путь отразила советская литература, одним из наиболее выдающихся произведений которой является роман великого русского советского писателя А.Н. Толстого «Хождения по мукам». И эти сочинения будут читать, помнить и любить, несмотря на все постыдные попытки их замолчать, выбросить из программ или бездарно извратить, также, как безуспешно пытаются оболгать саму эпоху, которая вдохновила эти произведения.


[1] Маяковский В.В. Я сам / Автобиография //http://www.vmayakovsky.ru/book/128/

[2] Блок А. Собрание сочинений: в 6-ти т. – Л., 1982, т.4. С. 228.

[3] Кара-Мурза С.Г. Гражданская война. М., 2009. С.102.

[4] Толстой А.Н. Собрание сочинений. М., т.5, 1959. С. 303.

[5] Толстой А.Н. Собрание сочинений. М., т.10., 1961. С. 34.

[6] Толстой А.Н.Собрание сочинений. М., т.6, 1959. С.

[7] Толстой А.Н. Собрание сочинений. М., т.10. С. 34

[8] Толстой А.Н. Собрание сочинений. М., т.10. С.52.

[9] Толстой А.Н.Собрание сочинений, т.6.. С.692.

[10] Там же, с. 703.

[11] Барановская Ю. «Хождение по мукам» от НТВ: сериал, который недооценили//https://www.vokrug.tv/article/show/hozhdenie_po_mukam_ntv_se...

[12] Толстой А.Н. Собрание сочинений. М., т.5. С.545.

[13] Толстой. А.Н. Собрание сочинений. Т.6. С. 164.

[14] Толстой А.Н. Собрание сочинений. М., т.5. С.517-518.

[15] Голиков А.Г. Генерал Брусилов // http://militera.lib.ru/bio/golikov/pre.html

[16] Бердяев Н.А. Философия неравенства // https://mybook.ru/author/nikolaj-aleksandrovich-berdyaev/fil...

[17] Есенин С.А. Собрание сочинений. М., 1967. Т.3. С. 244.

[18] Толстой. А.Н. Собрание сочинений. Т.6. С.711.

[19] Толстой А.Н. Собрание сочинений. М., т.5. С.305.

[20] Толстой А.Н. Собрание сочинений. М., т.5. С.351.

[21] Толстой А.Н. Собрание сочинений. М., т.5. С.424-425.

[22] Барановская Ю. «Хождение по мукам» от НТВ…

[23] Константин Худяков: «Революция — самая поганая и пагубная выдумка человечества»//http://portal-kultura.ru/articles/cinema/161262-konstantin-k...

[24] Айна Курманова. «Хождение по мукам» и боязнь революции // http://liva.com.ua/xozhdenie-po-mukam-strax-revolyuczii.html

[25] Блок А. Собрание сочинений, т.4. С. 229.


Источник →

Опубликовал Богомол Юрий , 10.01.2018 в 15:58

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Андрей Фефелов
Андрей Фефелов 10 января, в 18:59 То, что фильм ( шняга, конечно, полная - с этим согласен)  не соответствует роману, это подтверждает вселенское благо коммунистического переворота 1917-го ? Две катастрофы было в истории России : крещение Руси и октябрьский переворот 1917-го ! Надеюсь, третьей не произойдёт.
Текст скрыт развернуть
-9
Людмила Ани (Осипова)
Людмила Ани (Осипова) Андрей Фефелов 10 января, в 23:51 По Вашему, лучше чтобы мы мусульманами были? Это относительно крещения. Текст скрыт развернуть
0
Андрей Фефелов
Андрей Фефелов Людмила Ани (Осипова) 11 января, в 00:01 А вариантов больше нет ? )))))))))))))) А чем нам плохо с нашими родными богами жилось ? Чем еврейчик-иисус круче -то ? Усраться, но не жить, надо было русичам под еврейского сынка лечь ? Были воинами Сварога, стали рабами исуськиными ! Круть, епта ! Несказанная ! Текст скрыт развернуть
1
Евгений Горшков
Евгений Горшков Андрей Фефелов 11 января, в 02:32 Вы конченный идиот, если вам даже крещение Руси - ошибка. Весь ваш пафос и объяснения преступности советского союза - блеф. Кстати, финны были союзниками Гитлера. И финская фойна, если вы не знаете была вынужденной: отодвинуть границу от Ленинграда накануне большой войны. Мы предлагали финнам
севернее в два раза большую территорию в качестве компенсации, но они отказались. Только про международное право не пишите. Уже состоялся германский аншлюс Австрии и Чехословакии (вместе с поляками), одобренные мировыми державами.
Текст скрыт развернуть
3
Андрей Фефелов
Андрей Фефелов Евгений Горшков 11 января, в 03:14 Жека, скажите Вашему отцу, чтоб впредь предохранялся. Конченный идиот - Ваш папа, родивший дебила Жеку.
Вкурили ? Доходчиво излагаю ?
Отодвинули, бля, границы ? Какой кровью и позором ? А, дебил ? Это помогло избежать блокады Ленинграда ? А, дебил ?
Идите пойте коммунячьи песни в ближайшую церковь, истово крестясь, дурачок. Там и про аншлос попам рассказывайте ! И поспорьте с ними на тему " не создай себе кумира" ! Кто круче : Слава КПСС или Суся Христос ? ))))))))))))))))))))))))
Текст скрыт развернуть
-3
Александр Коломиец
Александр Коломиец 10 января, в 19:41 В современных фильмах о войне, на первом месте не историческая правда и реальность, а больная фантазия автора и спец-эффекты! Последний, достойный фильм о войне - "Они сражались за Родину"! Текст скрыт развернуть
6
Василий Губенко
Василий Губенко Александр Коломиец 10 января, в 23:44 Почему же,"В августе 44" отличный фильм. Текст скрыт развернуть
2
Валерий Николаевич Савенков
Валерий Николаевич Савенков 10 января, в 21:17 Ныне в сфере культуры одна бездарность руководит другой, а вместе убеждают друг друга в их обоюдной гениальности. Тот же Серебренников тому пример и все остальные, в том числе и Мединский. Текст скрыт развернуть
4
Вячеслав Шершнев
Вячеслав Шершнев 10 января, в 22:04 Нынешние сосунки от культуры в подметки не годятся советским! Текст скрыт развернуть
4
людмила григорова
людмила григорова 10 января, в 22:17 Сегодня стало известно о смерти Михаила Державина. Заканчивается эпоха талантливых людей.А кто идет им на смену? Пустота. Почему так получилось? Революция 1917 года дала плеяду прекрасных режиссеров, актеров, талантливых композиторов, актеров. Фильмы, снятые в годы Советского Союза и сегодня смотрятся с удовольствием. Театральные спектакли были шедеврами. А что дала перестройка 1991 года? Где шедевры в кино, музыке, театральных постановках? Станиславский кричал бы - не верю! Вместо таланта - снобизм, ни чем не подтвержденный, вместо жизненных, наполненных духовностью и любовью фильмов - криминальные выкидыши. Нельзя нашим сегодняшним режиссерам и актерам доверять снимать произведения русских классиков. Даже Шахназарову. Превратят в низкопробный балаган. Текст скрыт развернуть
4
Василий Губенко
Василий Губенко 10 января, в 23:41 Увидев состав исполнителей не стал смотреть.После фильма Ордынского не мог представить теперешних актёров вместо Соломина,Ножкина,Алфёровой и Пенкиной. Текст скрыт развернуть
3
Людмила Ани (Осипова)
Людмила Ани (Осипова) Василий Губенко 10 января, в 23:54 Я тоже посмотрев рекламу решила сериал не смотреть, тем более помню самую первую экранизацию с Гриценко, Медведевым, Нифонтовой и др. замечательными актёрами. Текст скрыт развернуть
1
Василий Губенко
Василий Губенко Людмила Ани (Осипова) 11 января, в 00:14 Первую тоже видел,но больше понравилась вторая экранизация.В первой,как показалось, герои староваты. Текст скрыт развернуть
0
Евгений Горшков
Евгений Горшков 11 января, в 02:35 Большое спасибо за правдивый анализ этого ужаса. Текст скрыт развернуть
4
Борис Михайлович
Борис Михайлович 11 января, в 10:46 авторы фильма правы, поскольку приспособленец А.Н. Толстой не имел в годы террора возможности выразить свою позицию и вынужден был наводить тень на плетень, как бы симпатизируя красным бандитам. Авторы фильма попробовали отбросить это вынужденное и наносное, о существовании которого в романе все кто в теме знали всегда. Текст скрыт развернуть
-5
Александр Чкалов
Александр Чкалов Борис Михайлович 11 января, в 14:34 Ну-ну...Тебя,  Михайлыч,  в детстве пороли розгами, как и Алексей- Максимыча Пешкова , долго и упорно,  выбивая  мозги  напрочь. Только Пешков стал ещё умнее и превратился в классика Горького,  а ты утвердился идиотом  - не на древнегреческий, а на российский манер. Текст скрыт развернуть
4
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко 11 января, в 10:48 "Это видимо такой психический зуд: снять фильм после состоявшегося шедевра. "А чо?" Вот и снимали музыкальное говно с Андреем Мироновым (имя!) в роли О. Бендера. Папанов , Крамаров там же засветились. Что им мало было популярности, или денег? А вот отключилось чувство собственного достоинства-и снялись. Или опять же музыкальное и опять говно-"Остров сокровищ". Где Джим стал наполовину моложе и глупее.Зато рядом с Караченцовым! Эдак и "Судьбу человека" переснимут. Бедные Герасимов с Шолоховым! Ещё столько идиотов с творческим зудом и деньгами! " Это было написано по поводу нового"Тихого Дона". Однако тенденция сохраняется! Позор участникам создания фильма-дерьма. Текст скрыт развернуть
6
Ailin Gwrach
Ailin Gwrach 11 января, в 13:32 Сериал смотрела от начала и до конца. Грусть и печаль, почти все переврали. Сняли новую версию по роману  "Тихий Дон" - как говорят в народе "обнять и плакать", "Хождение по мукам" - та же беда. Может уже оставили бы классику в покое и не позорились. А если уж взялись, не чего по своему разумению корректировать. Создается впечатление, что режиссеры, сценаристы, актеры - недоучки, историю собственной страны учили по комиксам. Текст скрыт развернуть
8
✮IRENA ✮PLATOVA✮
✮IRENA ✮PLATOVA✮ Ailin Gwrach 21 января, в 22:59 Вы какой имеете ввиду, 2006 или 2015? 
Последний "Тихий Дон" Сергея Урсуляка с удовольствием смотрела, очень хорошо снят.
Текст скрыт развернуть
1
Ailin Gwrach
Ailin Gwrach ✮IRENA ✮PLATOVA✮ 22 января, в 04:44 Имела ввиду то, что снял Бондарчук. Вариант, что снял Урсуляк не видела, но посмотрю обязательно. Но переплюнуть экранизации 1930 и 1957 года объективно, труднее. Актеры очень яркие, не ординарные. По уровню с ними из современных, мало кто сравнится. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 44
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
В Китае призвали Россию вмес…

В Китае призвали Россию вместе противостоять давлению Вашингтона

23 янв, 19:03
+5 1
ПАСЕ готовит резолюцию по Ук…

ПАСЕ готовит резолюцию по Украине: стали известны требования Запада

23 янв, 19:00
+2 3
«Не должна выходить в России…

«Не должна выходить в России»: у комедии «Смерть Сталина» отозвали прокатное удостоверение

23 янв, 17:32
+27 23
Генсек Совета Европы хочет с…

Генсек Совета Европы хочет снять с России санкции в ПАСЕ до 2019 года

23 янв, 17:28
+2 2
Киев уже два года готовится …

Киев уже два года готовится к вторжению в ДНР и ЛНР, считает депутат ГД

23 янв, 17:25
+3 0
Россия поднялась на 26-е мес…

Россия поднялась на 26-е место в рейтинге лучших стран мира

23 янв, 12:13
+23 16
"Реинтеграция Донбасса" как …

"Реинтеграция Донбасса" как инструмент дезинтеграции Украины

23 янв, 11:43
+3 0
Франция оплачивает "Северный…

Франция оплачивает "Северный поток – 2" деньгами украинцев

23 янв, 11:40
+5 0
Киев ничему не научила ни зл…

Киев ничему не научила ни злука ЗУНР с УНР, ни Европа

23 янв, 11:39
+2 0
Александр Зубченко: Типология вшей

Александр Зубченко: Типология вшей

23 янв, 11:37
+9 0
Коварство Елбасы. От кого ищ…

Коварство Елбасы. От кого ищет защиты за океаном Нурсултан Назарбаев?

23 янв, 11:31
0 4
Россия поставила на Кубу бол…

Россия поставила на Кубу более 300 автомобилей Lada

23 янв, 00:13
+3 0
Сапог украинского оккупанта:…

Сапог украинского оккупанта: Порошенко впервые не соврал на выступлении по случаю Дня соборности

22 янв, 21:23
+72 28
Газпром проложит Турецкий по…

Газпром проложит Турецкий поток в срок

22 янв, 19:38
+3 1
"Джавелины не спасут": Киеву…

"Джавелины не спасут": Киеву предрекли быстрое поражение в войне с Россией

22 янв, 19:29
+6 0
Путин изменил форму ответа в…

Путин изменил форму ответа военных на благодарность командира

22 янв, 19:03
+11 1
Глава Правительства РФ: В ко…

Глава Правительства РФ: В конкурсе юных инженеров смогут принять участие около 5 тысяч детей

22 янв, 17:51
+4 2
МВФ улучшил прогноз по росту…

МВФ улучшил прогноз по росту ВВП России

22 янв, 17:47
+3 0
Кандидат Грудинин: ложь, бол…

Кандидат Грудинин: ложь, большая ложь и политика

22 янв, 17:10
+52 381
Интервью с Жоресом Алфёровым

Интервью с Жоресом Алфёровым

22 янв, 16:31
+5 1
Присоединиться
Запомнить
ВОПРОСЫ, ЖАЛОБЫ, ПРЕДЛОЖ…
✮IRENA ✮PLATOVA✮
Произошёл сбой, тема "РОССИЯ ПОДНЯЛАСЬ НА 26-Е МЕСТО В РЕЙТИНГЕ ЛУЧШИХ СТРАН МИРА" случайно продублировалась, и в рассылку ушла 2 раза. Дубль удалён, тема здесь:
http://xn--b1aecn3adibka9mra.xn--p1ai/blog/43177983154/Rossiya-podnyalas-na-26-e-mesto-v-reytinge-luchshih-stran-mira
✮IRENA ✮PLATOVA✮ 23 января, в 12:27
Валерий Варламов
Следует акцентировать внимание на первопричину бед России---рыночные отношения. В этой связи, необходимо пропагандировать теорию РСУ+ВТО.
Валерий Варламов 22 января, в 04:30
✮IRENA ✮PLATOVA✮
Нет, так нельзя, должен быть указан первоисточник и авторство. Пусть так остаётся.
✮IRENA ✮PLATOVA✮ 21 января, в 20:50
Хоранги ....
Это напрямую с СП нельзя. А с ИА REX можно. Они по-видимому покупают у них статьи дл своей аудитории. Почитайте внимательно их правила. Коммерческое использование запрещено. А некоммерческое, с соблюдением правил оформления пожалуйста. Давайте содам новую тему с ссылкой на ИА REX. А ту, которую Вы только что опубликовали, уберем. Чтобы не нарушать требований СП об авторском праве
Хоранги .... 21 января, в 20:44
✮IRENA ✮PLATOVA✮
Нельзя, первоисточник же СП, а не ИА REX
✮IRENA ✮PLATOVA✮ 21 января, в 20:21
Новые темы
В Китае призвали Россию вместе противостоять давлению Вашингтона
виктор комаровский 23 янв, 19:03
+5 1
ПАСЕ готовит резолюцию по Украине: стали известны требования Запада
виктор комаровский 23 янв, 19:00
+2 3
«Не должна выходить в России»: у комедии «Смерть Сталина» отозвали прокатное удостоверение
✮IRENA ✮PLATOVA✮ 23 янв, 17:32
+27 23
Генсек Совета Европы хочет снять с России санкции в ПАСЕ до 2019 года
виктор комаровский 23 янв, 17:28
+2 2
Киев уже два года готовится к вторжению в ДНР и ЛНР, считает депутат ГД
виктор комаровский 23 янв, 17:25
+3 0
Россия поднялась на 26-е место в рейтинге лучших стран мира
✮IRENA ✮PLATOVA✮ 23 янв, 12:13
+23 16
"Реинтеграция Донбасса" как инструмент дезинтеграции Украины
виктор комаровский 23 янв, 11:43
+3 0
Франция оплачивает "Северный поток – 2" деньгами украинцев
виктор комаровский 23 янв, 11:40
+5 0
Киев ничему не научила ни злука ЗУНР с УНР, ни Европа
виктор комаровский 23 янв, 11:39
+2 0
Александр Зубченко: Типология вшей
виктор комаровский 23 янв, 11:37
+9 0
Коварство Елбасы. От кого ищет защиты за океаном Нурсултан Назарбаев?
Хоранги .... 23 янв, 11:31
0 4
Россия поставила на Кубу более 300 автомобилей Lada
виктор комаровский 23 янв, 00:13
+3 0
Сапог украинского оккупанта: Порошенко впервые не соврал на выступлении по случаю Дня соборности
Аленький Цветочек 22 янв, 21:23
+72 28
Газпром проложит Турецкий поток в срок
виктор комаровский 22 янв, 19:38
+3 1
"Джавелины не спасут": Киеву предрекли быстрое поражение в войне с Россией
виктор комаровский 22 янв, 19:29
+6 0
Путин изменил форму ответа военных на благодарность командира
✮IRENA ✮PLATOVA✮ 22 янв, 19:03
+11 1

Последние комментарии

borissz Головин
Вам ближе генитальный юмор.
borissz Головин Европейские ценности просачиваются в Россию
Liapa-NNZ Фамилия
Владыка Мира
Хоранги ....
Владимир Бачурин
Елена Апермане
Это Ваше право.
Елена Апермане Кандидат Грудинин: ложь, большая ложь и политика
Сергей Ронжин
Владимир Журин
Сергей Ронжин
Лежа на диване обычно всякая хрень мерещится...
Сергей Ронжин Кандидат Грудинин: ложь, большая ложь и политика
FAN
А не пробовали хотя бы первый абзац прочесть?
FAN Россия поднялась на 26-е место в рейтинге лучших стран мира

Люди

55056 пользователям нравится сайт вперёдроссия.рф

ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
КАК РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ ДОСТОЙНО И С ЮМОРОМ ОТВЕТИЛИ НА ОСКОРБЛЕНИЕ НЕМОК

КАК РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ ДОСТОЙНО И С ЮМОРОМ ОТВЕТИЛИ НА ОСКОРБЛЕНИЕ НЕМОК

Прилетел с женой на выходные в Германию – посмотреть музеи и прогуляться по Берлину. Зашли в магазин купить кое-что по мелочевке. Набрали корзинку, вст

Аленький Цветочек 15 янв, 12:57
+678 166
Витренко: Прошу доказательств российской агрессии . Открытое обращение лидера ПСПУ к президенту Украины Порошенко

Витренко: Прошу доказательств российской агрессии . Открытое обращение лидера ПСПУ к президенту Украины Порошенко

Президенту Украины Порошенко П.А. Председателя Прогрессивной социалистической партии Украины Витренко Н.М. Пётр Алексеевич! Не

виктор комаровский 11 янв, 13:37
+283 60
"Не может быть!" - Киев ошарашен: "Северный поток-2" строится на деньги Украины

"Не может быть!" - Киев ошарашен: "Северный поток-2" строится на деньги Украины

Оказывается, что французская компания, участвующая в строительстве “Северного потока-2”, оплачивает его деньгами Киева, получен

Аленький Цветочек 19 янв, 12:39
+231 73