Свежие комментарии

  • иван шевченко
    Но по части прохиндейства и наглости САШУ И ПАШУ кроет, как бык корову, третий усатый! Пресс-секретарь с полностью ин...Гадить России – н...
  • Владимир Журин
    Как у Вас запущено все! Вы уж АГЛа с товарищем Сталиным не путайте, не оскорбляйте память о Великом человеке! В насто...Гадить России – н...
  • иван шевченко
    Причём спросят лично! И в пользу личного же кармана...Гадить России – н...

Три высоты

На изображении может находиться: 1 человек
Дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Береговой был не просто участником Великой Отечественной: свою первую Золотую Звезду он получил в войну, будучи лётчиком-штурмовиком.
Родился Г.Т. Береговой 15 апреля 1921 г. в селе Фёдоровка Полтавской губернии. В начале 20-х гг. семья Береговых перебралась на Донбасс - в город Енакиево (1928 - 1937 гг. - Рыково, в 1937 - 1943 гг. - Орджоникидзе). Там Георгий Береговой в 1936 г. окончил среднюю школу, после чего пошёл работать учеником электрослесаря на Енакиевский металлургический завод. В школе он увлекался авиамоделированием, а позже - занимался в Орджоникидзевском аэроклубе.
На изображении может находиться: 1 человек, часть тела крупным планом
Г.Т. Береговой - курсант Ворошиловградской военной авиационной школы имени Пролетариата Донбасса.
27 декабря 1938 г. был призван в Красную Армию. Берегового направили в Ворошиловградскую военную авиационную школу имени Пролетариата Донбасса, из которой он был выпущен в 1941 г. в звании сержанта уже после начала войны. В авиашколе Береговой обучался на лётчика бомбардировочной авиации, осваивал скоростные бомбардировщики СБ.
Со службой Г.Т. Берегового в начале войны есть некоторые неясности. Из его воспоминаний следует, что выпуск из авиашколы состоялся в первые дни войны: ".
..Война застала меня в Луганском летном училище - на «бомберах». Казалось бы, чего лучше: собирай чемодан — и на фронт! Но моего мнения, конечно, никто не спрашивал, и я получил назначение в разведывательный полк, где на дюжину летчиков приходились одна-две машины, а право на вылет чуть ли в лотерею не разыгрывали". Далее следует указание на авиасоединение, в котором Береговой проходил службу после выпуска: "Война по-настоящему коснулась меня в Орше... 28-я авиационная дивизия, в состав которой входил полк, куда я получил назначение, стояла в Бобруйске. А приехав в Оршу, я узнал, что Бобруйск прошлой ночью взят немцами: ехать дальше, следовательно, незачем...". Речь идёт, очевидно, о 28-й смешанной авиадивизии. Но в составе ВВС Западного Фронта она числится только с 16 июля 1941 г., а до этого - в составе ВВС Забайкальского ВО.
На изображении может находиться: 2 человека
Справа: командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии капитан Г.Т. Береговой. Апрель - октябрь 1944 г.
На 22 июня 1941 г. дислокация штаба дивизии - военный аэродром Домна в Забайкалье. Бобруйск же был захвачен немцами уже 28 июня 1941 г., и 28-я САД никак не могла там оказаться. Да вряд ли и Береговой мог 29 июня 1941 г. оказаться в Орше, если война застала его ещё курсантом Ворошиловградской школы. К тому же разведывательный авиаполк в составе дивизии отсутствовал, зато скоростные бомбардировочные полки (а Береговой учился как раз на СБ) были. В целом, мы видим явные нестыковки. Причём нет никаких оснований подозревать Берегового в "злом умысле" (а мотив-то какой?). Скорее всего, причина в том, за давностью многое могло перепутаться в памяти, и в неразберихе первых военных месяцев.
В 1941 г. повоевать Г.Т. Береговому, судя по всему, не удалось. Он был направлен в тыл на переобучение. Подробности отправки в своих воспоминаниях Береговой не раскрывает. По имеющейся информации, до лета 1942 г. он служил в Приволжском Военном Округе, в запасном и ближнебомбардировочном полках. Сам космонавт пишет об этом периоде лаконично: "Вначале я переучивался летать на бомбардировщиках ББ-22, затем на самолетах-разведчиках Пе-3, наконец пришел черед сесть за штурвал «летающего танка» — бронированного штурмовика Ил-2. Это было уже летом сорок второго...".
Весь его дальнейший боевой путь был связан с штурмовой авиацией.
В июне 1942 г. Г.Т. Береговой с группой лётчиков получил назначение на Калининский фронт. С 13 июня он принимал участие в боевых действиях в рядах 451-го штурмового авиаполка 211-й штурмовой авиадивизии, затем 264-й штурмовой авиадивизии 3-й воздушной армии Калининского фронта. Летал на Ил-2. С 30 июля 3-я воздушная армия участвовала в Ржевско-Сычёвской операции - второй попытке ликвидации "Ржевского выступа", который занимала 9-я немецкая армия.
За первые два месяца на фронте Береговой совершил 15 боевых вылетов на бомбардирование и штурмовку вражеских тылов, уничтожение немецких войск и подавление огневых средств. К 21 августа 1942 г. он уже старший сержант, командир звена. 26 августа 1942 г. приказом войскам Калининского фронта Береговой был награждён орденом Красного Знамени.
В декабре 1942 - марте 1943 гг. Г.Т. Береговой проходил переобучение в 5-м учебно-тренировочном авиаполку на Калининском фронте. В марте 1943 г. он был направлен в 671-й штурмовой авиаполк 212-й штурмовой авиадивизии. Дивизия входила в 8-й смешанный авиакорпус Резерва Главного Командования. Корпус оставался в Резерве РГК до 9 июля 1943 г. 1 мая 1943 г. 212-я шад преобразована в 4-ю гвардейскую штурмовую авиадивизию, а 671-й шап - в 90-й гвардейский шап. 8-й смешанный авиакорпус 21 июля 1943 г. стал 5-м штурмовым авиакорпусом. С 19 июля он входил в состав 2-й воздушной армии Воронежского фронта.
До конца Великой Отечественной Войны боевой путь Берегового проходит в рядах 90-го гвардейского штурмового авиаполка
С июля 1943 г. Г.Т. Береговой снова воюет, участвует в Курской битве и Черниговско-Полтавской операции. К этому моменту он - заместитель командира эскадрильи. 28 июля был сбит первый раз, но благополучно приземлился с парашютом. 27 июля - 14 сентября 1943 г. совершил 18 боевых вылетов, был ведущим групп. 28 сентября 1943 г. приказом 2-й воздушной армии гвардии лейтенант Береговой был награждён вторым орденом Красного Знамени.
С сентября 1943 г. (и уже до конца войны) Береговой - командир эскадрильи 90-го гвардейского шап. В начале осени он участвовал в напряжённых боях на Харьковском и Киевском направлениях с 14 сентября до 7 октября лично совершил 21 боевой вылет. 20 октября 1943 г. приказом 2-й воздушной армии за успешное командование эскадрильей и организацию ударов по противнику комэск Береговой был награждён орденом Александра Невского.
Осенью 1943 и зимой 1944 гг. Береговой продолжал воевать в составе 2-й воздушной армии Воронежского (с 20 октября 1943 г. - 1-го Украинского фронта), участвовал в Битве за Днепр, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской операциях. До 6 февраля 1944 г. он сделал ещё 28 успешных боевых вылетов, а его эскадрилья неоднократно отличилась в боях. 11 апреля 1944 г. приказом войскам 1-го Украинского фронта гвардии старший лейтенант Береговой награждается орденом Богдана Хмельницкого III степени (представлен был к ордену Кутузова III степени).
К 8 апреля 1944 г. на счету гвардии старшего лейтенанта Берегового было 108 боевых вылетов, и он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Героем Советского Союза гвардии капитан Береговой стал 26 октября 1944 г.
На изображении может находиться: 1 человек
Гвардии майор Г.Т. Береговой. Ориентировочно вторая половина 1945 или 1946 гг.
В 1944 - 1945 гг. 90-й гвардейский шап 4-й гвардейской штурмовой авиадивизии 5-го штурмового авиакорпуса участвовал в Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях в составе 2-й и 8-й воздушных армий 1-го Украинского фронта и 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта.
С мая по 21 ноября 1944 г. Береговой совершил ещё 30 боевых вылетов, успешно командовал своей эскадрильей во многих боях. Приказом войскам 5-й воздушной армии от 14 января 1945 г. он был награждён орденом Отечественной Войны I степени. Этот орден стал его последней наградой в военный период.
Всего за годы Великой Отечественной Войны Г.Т. Береговой совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Трижды был сбит. В некоторых источниках упоминается о полученном им пулевом ранении в голень левой ноги. Войну закончил гвардии капитаном, прославленным лётчиком-штурмовиком. Но "звёздный час" (практически в прямом смысле слова) Героя Советского Союза Г.Т. Берегового наступил намного позже.
После войны Г.Т. Береговой продолжил служить в авиации. В ноябре 1945 г. он окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу, после чего до 1947 г. служил в Одесском военном округе на должностях штурмана, начальника воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка.
В 1947 - 1948 гг. обучался в Военно-воздушной академии, но окончил её заочно уже в 1956 г.
В 1948 году Береговой прошёл обучение на курсах лётчиков-испытателей. С августа 1948 г. до января 1964 г. служил лётчиком-испытателем в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: реактивные истребители МиГ-15 (1949 г.) и МиГ-17Ф, сверхзвуковой перехватчик МиГ-19П (1955 г.), опытные образцы сверхзвукового истребителя МиГ-19 (См-7, СМ-12, СМ-30), МиГ-19С, двухместные истребители-перехватчики Як-25 (1949 г.) и Як-27К (1956 г.), истребитель-перехватчик Су-9 (1958 г.), тяжёлый двухместный перехватчик Ту-128 (1962 г.), высотный разведчик Як-25РВ-I. Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 году, испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Также испытывал на штопор ЯК-25, ЯК-27Р, истребитель-бомбардировщик Су-7Б, Су-9. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
Когда началась "космическая эра", сорокалетний лётчик-испытатель "загорелся" желанием участвовать в космической программе: "...после полета Гагарина (а полет его стал к тому времени уже фактом) я смертельно заболел космосом. Стариком себя я не чувствовал: в сорок лет — что за старость! Наоборот, мне казалось, что накопленный за многие годы опыт летчика-испытателя поможет освоить пилотирование космического корабля; в конце концов, думал я, и тут - те же испытания техники, только техники еще более сложной и совершенной...".
Первая попытка добиться зачисления в Отряд космонавтов не удалась: Береговому отказали из-за возраста. Он рассказывал о своём разговоре с начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС генералом Н.П. Каманиным (командовавшим во время войны 5-м штурмовым авиакорпусом, в котором воевал Береговой): "С тем же встретил меня и генерал-полковник Каманин [на тот момент - ещё генерал-лейтенант. Прим. моё].
— Понимаю, все понимаю! — сказал он в ответ на мою просьбу. — Но у меня приказ: брать не старше двадцати пяти — тридцати лет, а тебе сорок...".
Береговой сдаваться не собирался, подал рапорт вторично. В 1963 г. он был всё же зачислен в Отряд космонавтов (группа ВВС № 2 — дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз.
На изображении может находиться: 1 человек, часть тела крупным планом
Заслуженный лётчик-испытатель СССР полковник Г.Т. Береговой. Не ранее 1961 г.
26 октября 1968 г. пилотируемый Г.Т. Береговым космический корабль «Союз-3» стартовал с космодрома Байконур. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на околоземной орбите.
В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с беспилотным кораблём «Союз-2» в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился. Причина выяснилась позднее — как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Полёт Берегового продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.
За совершение космического полёта 1 ноября 1968 г. Г.Т. Береговому вторично было присвоено звание Героя Советского Союза.
На изображении может находиться: 1 человек, часть тела крупным планом
Космонавт Г.Т. Береговой.
22 января 1969 г. во время торжественной встречи космонавтов в Кремле офицер Виктор Ильин, намеревавшийся убить Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, обстрелял автомашину, в которой ехали космонавты Г.Т. Береговой, А.А. Леонов, А.Г. Николаев и В.В. Терешкова, приняв её за автомобиль генсека. Сидевший впереди рядом с шофёром Береговой имел отдалённое сходство с Брежневым, что дополнительно ввело Ильина в заблуждение. Шофёр Илья Жарков был смертельно ранен, Береговой сумел перехватить управление и остановить автомобиль. Сам космонавт получил лёгкие ранения осколками лобового стекла.
В течение 15 лет (1972 - 1987 гг.) Г.Т. Береговой возглавлял Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии, автор воспоминаний. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук.
На изображении может находиться: 1 человек, текст
Был депутатом Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974 - 1989 гг.).
Был награждён многими советскими и иностранными наградами. Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии (1970 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1981 г.).
В 1987 г. Г.Т. Береговой вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации.
На изображении может находиться: 2 человека, растение, цветок, дерево и на улице
Могила Г.Т. Берегового на Новодевичьем кладбище в Москве.
Скончался 30 июня 1995 г. во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Свои воспоминания Георгий Тимофеевич Береговой с полным на то основанием назвал "Три высоты". Его тремя высотами стали: война, служба лётчиком-испытателем и космический полёт.
Аркадий Гольдин

Картина дня

наверх