Свежие комментарии

  • Ig Lipinsky
    Близнецы упали не из-за самолетов. Подрыв и жертвы - работа спецслужб. Самолеты - операция прикрытия.11 сентября: у се...
  • Nina Geyer
    А почему никогда не было выражено соболезнование родителям , убитых детей Донбасса , выпускниками этой же...Воронежская акаде...
  • Ирина Тетенко
    Двоякое чувство. С одной стороны, жаль образованных, увлечённых профессией, молодых и сильных, жаль каждого из родств...Воронежская акаде...

Нехватка инженеров: грустная песня без конца

Нехватка инженеров: грустная песня без конца

По данным недавнего опроса ВЦИОМ, российские работодатели считают самыми дефицитными профессии преподавателя, врача и инженера. Причём инженеры получили 100 процентов по «шкале дефицитности», которая использовалась при расчётах.

Иными словами, несмотря на многолетние усилия государства и предприятий, вопрос дефицита квалифицированных кадров остаётся наиболее острым в самых обычных областях, а вовсе не в сфере «профессий будущего» вроде тьюторов по эстетическому развитию или инфостилистов.

Есть ли в России инструменты для поиска талантливой молодёжи, умеющей и желающей работать? Как сделать так, чтобы на инженерные специальности люди шли по зову души, а не по остаточному принципу? Подробности – в материале profiok.com.

Социальная лестница для людей с горящими глазами

Нехватка инженеров: грустная песня без концаСоюз машиностроителей России уже много лет ежегодно проводит форум «Инженеры будущего». Название, кстати, можно трактовать двояко: с одной стороны, это мероприятие для тех, кто едва ли не в прямом смысле конструирует будущее, с другой – своего рода «социальный лифт» для молодых специалистов, способных и желающих развивать свою карьеру в инженерной сфере.

Всё началось с идеи Сергея Чемезова, на тот момент возглавлявшего «Рособронэкспорт», а затем ставшего главой ГК «Ростех».

Он предложил собрать на берегу Байкала талантливых молодых инженеров из высокотехнологичных компаний. Молодым людям предложили уникальную образовательную программу, в рамках которой с ними делились знаниями специалисты-практики высочайшего уровня вплоть до генеральных конструкторов или руководителей крупнейших машиностроительных предприятий.

Вскоре интерес к форуму стали проявлять руководители субъектов РФ, поскольку это мероприятие во многом стимулирует предприятия региона к повышению кадрового потенциала. С тех пор форумы «Инженеры будущего» каждый год проходят в разных субъектах РФ: например, в 2019 году его проводили в Оренбургской, а в 2020 году планируют провести в Пензенской области.

По словам первого зампреда Союза машиностроителей России, депутата Госдумы Владимира Гутенёва (программа «ОТРажение» от 02 марта 2020 года – прим. profiok.com), для участия в форуме молодые специалисты проходят серьёзный отборочный конкурс.

«В среднем в форуме участвует около 250-300 команд, представляющих предприятия – например, АвтоВАЗ, КамАЗ, концерн ВКО «Алмаз-Антей», Роскосмос, ОСК, ОАК, Росатом, – рассказал парламентарий. Из огромного числа желающих на форум попадают в среднем около пяти представителей предприятий, и чтобы попасть в их число, молодым специалистам приходится проходить «горнило испытаний».

Во время форума для участников предусмотрены культурная и спортивная программы, но основной упор всё же делается на образовательную компоненту. Скажем, в 2019 году на форуме было 11 факультетов, охватывающих весь спектр инженерных специальностей. На всём протяжении форума для участников считается индивидуальный рейтинг. В совокупности с командным рейтингом этот показатель даёт возможность выделить лидеров. Этих молодых людей подключают к разработке стратегий развития отраслей высокотехнологичной промышленности, вводят в экспертные советы Госдумы и общественные советы профильных министерств.

«Мне не очень нравится термин «социальный лифт», я предпочитаю говорить о социальной лестнице, – признаётся Владимир Гутенёв. – Лифт – это когда кто-то нажал кнопочку – и тебя повезли. А мы делаем контрольный выстрел в воздух, и по этому сигналу молодые люди бегут по социальной лестнице вверх. Тот, у кого ноги сильнее и дыхание лучше, поднимется выше».

Нехватка инженеров: грустная песня без концаПо словам Гутенёва, те из участников форума, которые смогли «широко раскрыть крылья и полететь», уже работают руководителями и отправляют на форум своих сотрудников. Здесь важно понимать, что мероприятия такого рода – не опасность потерять талантливого специалиста, которого «сманят» более высокой зарплатой или карьерными перспективами, а возможность подтянуть до высокого уровня кадры своего предприятия. Поэтому руководители компаний не только отправляют команды на форум, но и нередко приезжают сами – пообщаться с молодыми специалистами, поболеть за своих, выступить в качестве преподавателя или наставника.

Ещё один важный момент, связанный с форумом, это контакты, которые неминуемо нарабатывают участники. Здесь находят единомышленников, будущих партнёров по бизнесу, в том числе среди международных участников или, скажем, сотрудников торгпредств.

Сейчас форум «Инженеры будущего» по поручению Владимира Путина поддерживает Росмолодёжь, то есть к проекту, инициированному представителями бизнеса, подключилось государство. Пожалуй, это самый правильный путь: поддерживать уже зарекомендовавшие себя проекты, проверенные временем и личным опытом участников.

Впрочем, проблему нехватки квалифицированных инженеров вряд ли получится решить одними форумами. И даже инженерная олимпиада «Звезда», которую Союз машиностроителей проводит для школьников, – не панацея, хотя, безусловно, является важным вкладом в популяризацию инженерных профессий.

«Таких форумов должно быть больше», – считает Владимир Гутенёв. Справедливое замечание. Проблему, стоящую в масштабах страны, без системного и комплексного подхода решить вряд ли получится, о чём эксперты говорят на протяжении десятилетий.

Образование: реформы завели не туда

Система образования на протяжении последних нескольких лет старательно пытается «развернуться» в сторону подготовки инженеров. Увеличивается количество бюджетных мест на инженерные специальности, в школах появляются инженерные классы, система ЕГЭ позволяет лучшим выпускникам без всяких сложностей поступать в лучшие вузы страны, в том числе и в технические. Казалось бы, дело давно должно было пойти на лад.

Ан нет. Губернаторы начинают стонать: самые способные школьники по результатам ЕГЭ уезжают учиться в крупные города и не возвращаются вовсе. А где же брать кадры региональным предприятиям? Переманить специалиста у них вряд ли получится, не помогут ни соцпакет, ни жильё неподалёку от предприятия. Куда уж тут тягаться с прелестями столичной жизни…

Нехватка инженеров: грустная песня без концаМинистр высшего образования и науки Валерий Фальков на днях (интервью «Аргументам и фактам» от 11 марта 2020 года – прим. profiok.com) обозначил и другую проблему. Оказывается, увеличение количества бюджетных мест по инженерным специальностям по сравнению с гуманитарными снижает уровень будущих специалистов.

Действительно, в 1990-е годы было подготовлено слишком много условных «юристов и экономистов», по этой причине начался крен в противоположную сторону, то есть в сторону увеличения количества бюджетных мест на технические специальности. В итоге, по словам Фалькова, на сегодня практически не оказалось бесплатных мест в магистратуре по филологии или истории. «Будет ли кто-то платить, чтобы стать историком или филологом?» – задаётся риторическим вопросом министр. А ведь специалисты в гуманитарной сфере тоже нужны, да и от грамотных юристов и экономистов ни один работодатель не откажется.

Однако Фальков отмечает и ещё одну особенность нынешней системы образования. Поскольку по гуманитарным направлениям бюджетных мест остаётся всё меньше, эта сфера постепенно становится модной. А значит, на эти специальности растёт конкурс, и в гуманитарные вузы поступают выпускники с высокими баллами. А те, у кого баллы ниже, вздыхают и идут учиться на инженеров.

«Если абитуриент не знает на должном уровне математику и физику, почему государство должно инвестировать деньги в такую подготовку?» – задаёт вопрос Валерий Фальков. Знать бы, кому этот вопрос адресован…

Правда, министр обещает, что ситуация изменится. В текущем году количество бюджетных мест будет увеличено, вырастет доля гуманитарных специальностей, а «технические» места будут добавлены в региональных вузах, чтобы необходимых специалистов можно было готовить на месте.

Добавим, что пока остаётся открытым вопрос о качестве школьного образования. Фальков списывает низкое качество подготовки выпускников на «негативный отбор», существовавший в 1990-е годы, когда в педагогические вузы шли не самые лучшие выпускники школ. Сейчас, по словам министра, ситуация меняется за счёт «стимулирующих мер».

«Вузы кровно заинтересованы в том, чтобы качество школьного образования было высоким, – заявляет Валерий Фальков. – Университетам надо идти в школы и помогать: проводить олимпиады, привлекать ребят в технопарки, предлагать разные формы дополнительного обучения». Золотые слова. Донести бы их до университетов, которые ждут, что все их проблемы с подготовкой специалистов решат предприятия за счёт оборудования лабораторий и открытия базовых кафедр.

Кто построит пирамиду?

Интересно, что среди основных проблем, не дающих восполнить кадровый дефицит, работодатели называют не только отсутствие у кандидатов необходимых навыков и умений, но и завышенные ожидания претендентов, а также невозможность обеспечить им должный уровень зарплаты. Это звучит немного странно, ведь ни врачи, ни учителя, ни инженеры не могут массово появиться из одной лишь стимуляции деньгами и социальными пакетами. Чтобы человек не только выучился на инженера, но и остался в профессии, он, конечно, должен иметь возможность прокормить себя и свою семью. Но это далеко не единственный фактор. Чтобы работать врачом, учителем или инженером, нужно иметь соответствующее призвание, тогда любые бытовые шероховатости, в общем, можно пережить. И ещё: если у человека мозги в принципе не «заточены» на инженерию, то ничего толкового он не наработает, сколько его ни обучай, ни привлекай, ни стимулируй.

Нехватка инженеров: грустная песня без концаКогда-то Владимир Гутенёв очень верно заметил: чтобы пирамида была высокой и устойчивой, она должна иметь широкое основание. Хорошими инженерами из тысяч школьников станут единицы, но это как раз и означает, что привлекать к созиданию и техническому творчеству нужно эти самые тысячи и десятки тысяч детей. Собственно, многие российские предприятия и корпорации этим давно и усердно занимаются: проводят олимпиады, создают профильные классы, приглашают школьников на экскурсии в цеха. К сожалению, у молодого поколения совсем другие кумиры. Если можно заработать миллионы с помощью аккаунтов в соцсетях, какой смысл зубрить формулы в инженерном вузе?

Тут бы государству поставить процесс на системную основу: ранняя профориентация, поиск талантов, развитие технического мышления… И лозунги такие звучат, и примеры положительные, как мы видим, есть, но до задач со столь отдалённым стратегическим горизонтом руки у государства не доходят. И правда, до того ли в условиях тотальной турбулентности?

Тем временем Роскосмос отложил пуск очередной ракеты из-за некачественных комплектующих. Подождём нового поколения специалистов? Если дождёмся…

 
Нехватка инженеров: грустная песня без конца

 

 

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=11245#ixzz6GeDv6a7B

Картина дня

наверх