Свежие комментарии

  • Nina Geyer
    А почему никогда не было выражено соболезнование родителям , убитых детей Донбасса , выпускниками этой же...Воронежская акаде...
  • Ирина Тетенко
    Двоякое чувство. С одной стороны, жаль образованных, увлечённых профессией, молодых и сильных, жаль каждого из родств...Воронежская акаде...
  • Михаил Ерофеев
    Историю КПСС, вы явно не учили... да и многого еще не знаете но тискаете в коментах всякую ерунду. Не буду напоминать...БЕЛАРУСЬ, ЧТО ОНИ...

«Основы государственной культурной политики»: изложение «русским языком»

«Основы государственной культурной политики»: изложение «русским языком»

«Основы государственной культурной политики»: изложение «русским языком»

 

На днях президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (http://kremlin.ru/acts/47325 ). Разберем, что за основы нам предлагаются, и какова роль каждого из нас в деле развития отечественной культуры.

 

По прочтении документа становится ясно, что составлялся он чиновниками явно не для народа, а больше из-за того, что «президент поручил»:

- «несистемность»: нечеткая, нелогичная структура;

- много «воды», многословие;

- повторение одних и тех же мыслей;

- «разбалансировка»: одним вещам уделено чрезмерное внимание, другим, наоборот, недостаточное;

- шаблонность многих слов и оборотов;

- чрезмерная обращенность в прошлое и недостаток внимания к будущему (целям и результатам).

 

Выводы:

1) По своей форме документ отражает «встроенность» (во многом бессознательную) российских чиновников в существующее «толпо-элитарное» общество: явно видно желание скрыть суть за многословием.

2) Тем не менее, в плане содержания (скрытого за формой) документ представляет несомненную ценность в качестве зафиксированного направления культурного развития и намерения государства заниматься им.

 

Давайте предположим, каким бы мог быть документ, если бы он был составлен не для «утверждения», а для его использования народом.

Для этого проделаем следующее:

- введем жесткую логичную структуру;

- представим все мысли в виде тезисов;

- уберем шаблонные посылы (при этом помня, что они во многом обусловлены текущей политической ситуацией);

- изменим акценты в соответствии с концепцией Русского проекта, заявленной В.Путиным (http://www.liveinternet.ru/users/rusant/post346319106/);

- сделаем краткие выводы.

 

Основы государственной культурной политики

(«выжимка» содержания «простым» языком)

 

Роль государственной культурной политики в жизни государства и общества:

1) Культура общества:

- его ресурс (наряду с материальными ресурсами);

- основа для его экономического и политического развития.

2) Государственная культурная политика:

- стратегическое направление деятельности государства;

- одна из основ для других направлений государственной политики;

- одна из основ национальной безопасности страны.

Вывод: Признается приоритет («старшинство») культурной (духовной) сферы жизнедеятельности общества над материальной (после десятилетий господства «экономического подхода»).

 

Цель государственной культурной политики:

«Формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности», для этого необходимо следующее:

- возрождение традиционных культурных ценностей;

- создание системы образования и воспитания умного и нравственно здорового человека.

Вывод: Признается приоритет человека перед государством (впервые за очень долгое время в стране).

 

Национальные основы:

1) Русская культура и русский язык как источник многонациональной российской культуры и объединитель всех национальных культур.

2) Взаимоуважение и взаимообогащение всех национальных культур.

3) Сохранение культурных традиций каждого народа, тем самым сохранение этнокультурного разнообразия России.

Вывод: Основой культурного развития общества будут ценности русской цивилизации, реализуемые для каждого народа в той форме, которая соответствует особенностям его национальной культуры.

 

Исторические основы:

1) Ценность накопленного исторического и культурного опыта страны.

2) Концепция истории страны должна соответствовать ее государственным интересам.

3) Концепция истории страны должна быть основана на объективных фактах, а не на мифах (об исторической «отсталости» России, о «плохих» периодах).

4) Знание подлинной (не мифологизированной) истории России всеми ее гражданами.

Вывод: Подлинная история страны, ее знание и единство понимания всеми россиянами – основа для единства общества в будущем, необходимого для развития страны в соответствии с концепцией Русского проекта.

 

Социальные основы:

1) Равенство граждан (вне зависимости от любых различий).

2) Отказ от индивидуализма в пользу соборности.

3) Патриотизм граждан, стремление работать на благо Родины.

4) Высокая гражданская активность членов общества, в т.ч. в области просвещения.

5) Поддержка гражданской активности государством.

Вывод: Государственная культурная политика и участие в ее реализации каждого человека (в меру своих возможностей) является необходимым инструментом в построении общества социальной справедливости.

 

Основы отношения к человеку:

1) «Обеспечение доступа граждан к знаниям, информации».

2) Поддержка гражданских инициатив по изучению и сохранению культурного наследия.

3) Содействие (при невмешательстве) государства творческой деятельности граждан, в т.ч. в процессе общего и дополнительного образования.

4) Воспитание любви и уважения к знаниям и образованию.

Вывод: Основное внимание в государственной культурной политике будет сосредоточено на человеке, на создании условий для его развития.

 

Основы взаимодействия с культурами других стран и мировой культурой в целом:

1) Русский язык и литература как ключевой элемент русской/российской культуры.

1) Продвижение русской/российской культуры в мире.

2) Открытость для взаимодействия с культурами других народов.

Вывод: Русская/российская культура и ее распространение по всему миру является инструментом для реализации внешней политики государства и для продвижения в мире концепции Русского проекта.

 

Условия реализации государственной культурной политики:

1) Системная целенаправленная работа государственных структур.

2) Преодоление бюрократических преград.

3) Совместное участие в реализации государства и общества.

Вывод: Основная роль в реализации государственной культурной политики принадлежит обществу; роль государства должна заключаться в создании условий. Это верно и стратегически (развитие общества), и тактически («профильные» органы власти не способны в достаточной мере справиться со стоящими задачами).

 

Задачи государства по реализации культурной политики (на предстоящий период):

1) «Развитие государственной системы подготовки творческих кадров».

2) Подготовка кадров (в области гуманитарных наук) для системы образования.

3) Повышение престижа общественного статуса учителя.

4) «Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры».

5) Законодательное регулирование и поддержка культурной жизни общества.

6) Научное обеспечение (в области гуманитарных наук) культурной жизни общества.

7) Создание электронных баз данных по разным отраслям знаний.

8) Повышение качества информации в СМИ и Интернете.

Вывод: Заявлена приличная поддержка развитию культуры со стороны государства.

 

Теперь дело за реализацией государственной культурной политики. Однако вспомним, что культурная политика, а вернее развитие культуры – это дело не только и не столько государства, сколько общества и каждого конкретного человека. Посмотрим, как каждый из нас может внести свой вклад в это дело и тем самым в дело развития России.

 

Каждый человек ответственен за развитие культуры своей страны

 

Человек может участвовать в культурной жизни своей страны в следующих основных формах:

1) Самообразование. Да, начинать нужно с собственного развития.

2) Исследование, познание мира вокруг. Это и экспедиции, и изучение предметов материального мира, и «мысли о вечном».

3) Творчество, созидание. Творческий процесс – это не только создание произведений искусства, но и, например, бытовых предметов (вышивание и резьба по дереву – это тоже творчество). Вообще к любому делу в любой профессии (даже дворника) можно подойти с «творческой жилкой» (и с «исследовательской» тоже).

4) Просвещение. Отдавать свои знания и умения другим еще увлекательнее и радостнее, чем получать их самому (как и все остальное в этом мире).

5) Организация. Организация фестивалей, выставок и других культурных мероприятий, а также организация «площадок» для общения и обмена информацией в Интернете.

 

Каждый в соответствии со своими наклонностями и внутренним чувством «что я могу» может и должен стать деятельным участником процесса культурного развития народа.

 

Заключение

 

 

Возвращаясь к документу «Основы государственной культурной политики», признаем, что в нем есть и недоработки, и ненужное, но суть не в конкретных словах; суть – в том посыле, который дает этот документ обществу. А посыл заключается в обращении к каждому из нас: «что посеешь – то и пожнешь», поэтому пора нам оторваться от привычных «развлечений», оторвать от них своих друзей и близких и вместе активно включиться в реализацию культурной политики.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх