Свежие комментарии

  • Александр Жеребцов
    В Минск прибыли 24 июля и опоздали на рейс 25 июля... Объяснение для дебилов? Опоздали на рейс и решили переждать в с...Консул России в Р...
  • Валабуев
    Если человек связался с алкашами, кто он ? Если человек общается с профессорами , академиками- будут ли его уважать ?...Хабаровское фурга...
  • Валерий Бородько
    А разве на вооружении РА есть такие танки?Т-14 «Армата» неу...

Колчаковские офицеры: опыт исторического исследования

Колчаковские офицеры: опыт исторического исследования

Корпоративность офицерского корпуса за годы Первой мировой и Гражданской войн стала эфемерной. Офицеры в дореволюционной России являли собой действительно особую касту со своими ценно­стями и стилем жизни. Можно привести в качестве примера несколь­ко требований того времени к поведению офицеров, которые обособ­ляли их от других слоев общества. Человеку в офицерских погонах запрещалось: посещать рестораны 2 и 3 классов; занимать в театрах (кроме императорских) места далее 5 ряда; ходить по улице со свёрт­ками или пакетами, предпочтительней было оплачивать доставку то­варов на дом; водить знакомства с лицами из низших сословий. По­мимо этого, в обязанности офицера входило давать «чаевые» за ока­занные мелкие услуги, в гости, как правило, отправляться в пролетке, а не пешком. Супруга офицера не должна была работать в каких-либо коммерческих или промышленных заведениях, в крайнем случае, она могла выступать в роли преподавателя.
В годы Первой мировой войны кастовость офицерского корпуса,особенно среди командиров младшего и среднего звена, практически исчезла. Большинство погибших и попавших в плен начальников за­менили офицеры военного времени из различных слоев общества.
Общей чертой новоиспеченного офицерства, по словам С.

П. Мельrунова, прежде всего, являлась демократичность, и «его по­литические симпатии были столь же разнородны, как разнородно все общественное мнение»
Таким образом, многие идеалы, лежавшие в основе
офицерской идеологии, оказались в период Смуты начала ХХ века во многом разрушены. В среде офицерства исчезло то духовное единст­во, которое их сплачивало долгие годы.
Но в сознании и поведении Белых офицеров сохранились и не­которые старые традиции. Как и раньше, им был присущ «милита­ризм мышления», идеи ницшеанства о духовном возвышении челове­ка во время войны. Так, например, мыслил А. В. Колчак, который вос­принимал гражданскую войну как очистительное зло, считая, что нет другого пути возрождения нации. Для адмирала общество, не желающее бороться за свои идеалы, обречено на гибель. Также смот­рели на войну многие другие офицеры. «Без армии, - отмечал Вер­ховный правитель в одном из своих обращений к военным, - невоз­можна никакая независимость, никакая свобода и государство».
Среди офицеров господствовало пренебрежительное отношение к штатским людям, которых именовали «шпаками», «штафирками» и т.д. Отсюда проистекало то непонимание, взаимное недоверие и даже конфликты между военными и гражданскими властями на территори­ях, находившихся под контролем Белых правительств. Установилась глубокая неприязнь между офицерством и интеллигенцией. Первые считали, что именно политики либерального и социалистического толка привели Россию к катастрофе. Офицерство им сначала доверя­ло, поддержав отречение царя, а они предали его, развалив армию и страну. Называясь "людьми дела», офицеры противопоставляли се­бя «говорунам» от политики.

Е. В. Волков 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх