Чем обусловлены высокие темпы роста ВВП Армении

Картинки по запросу crowd
 
 
16.12.2019 | Саркис МАРТИРОСЯН | 00.02
Чем обусловлены высокие темпы роста ВВП Армении

Премьер-министр Никол Пашинян сообщил 5 декабря, что, согласно официальным статистическим данным, рост ВВП страны за первые три квартала года составил 7,5%. Речь идет о самом высоком показателе не только среди стран Евразийского экономического союза. По прогнозу МВФ единственной страной в континентальной Европе, рост ВВП которой в завершающемся году превысит 6%, будет Армения. 

Чем обусловлен такой оптимизм?

Напомним, что, согласно данным международных финансовых институтов, из 3 млрд долларов бюджета Армении 1 млрд разворовывался, а еще порядка 900 млн не доходило до бюджета в качестве налогов. После смены власти весной прошлого года наметилась тенденция к сокращению «теневой сферы» в экономике, и сейчас, по оценкам армянских фискальных органов и экспертов, она не превышает 22%. Прогресс существенный, но предполагается, что эта цифра могла бы быть снижена до 15-16% и даже еще ниже.

Вывод из тени части экономики сразу же увеличил приток средств в государственную казну. В результате профицит бюджета в I полугодии 2019 года составил 255,4 млн. долл., что помогло снизить степень задолженности с 59% до 53% ВВП. Отчасти это стало и результатом отклика общества на призыв Н. Пашиняна требовать «пробивать чек» при любой покупке. Но впереди еще непочатый край работы, т. к. самая большая доля теневой экономики по-прежнему приходится на сферу торговли, сельское хозяйство, автомобильные пассажирские перевозки, ритуальные услуги и пр.

Изменилась и ситуация в борьбе с коррупцией. Предположительно до конца календарного года завершится принятие парламентом полновесного законодательного пакета по борьбе с этим злом. Сформирована антикоррупционная комиссия из 5 человек (по одному от трех парламентских фракций, один от Высшего судебного совета и один от правительства), её возглавила представитель парламентской оппозиции Айкуи Арутюнян.

Говоря о росте государственного бюджета, отметим, что в январе-октябре 2019 года доходы по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличились на 20% и на 32% по сравнению с 2017 годом. Напомним, что во время акций протеста в апреле-мае 2018 года, когда Пашинян шёл к власти, он обещал за два года увеличить бюджетные доходы на 30%. Этот рубеж, по существ, у достигнут.

Основными драйверами экономической активности выступили сфера услуг (рост 15,1%), торговля и промышленный сектор (почти 9%). В сфере строительства рост замедлился до 4,5%, некоторый спад переживает энергокомплекс – на 2,7%.

Внешнеторговый оборот Армении в январе-октябре 2019 года составил $6417,9 млн с годовым ростом на 6,5%. Растёт торговля со странами ЕАЭС, и, судя по всему, страна способна и далее наращивать экспорт, прежде всего продукции сельского хозяйства и его переработки. Однако налицо коммуникационные проблемы на контрольно-пропускном пункте Верхний Ларс – Нижний Зарамаг между Россией и Грузией.

Пропускные способности Верхнего Ларса ограничены, причем не только зимой. И трассу, и точки пропуска здесь нельзя бесконечно расширять из-за горного рельефа. Поэтому, как полагают эксперты, за те 500 с лишним машин в день, которые при обычных условиях здесь проходят, нужно сказать отдельное спасибо таможенникам Грузии и России. Они делают почти невозможное. Но, кроме самого Ларса, остаются и сложные горные участки на подходе к нему в Грузии. И, как полагают грузинские эксперты, даже если модернизируют дорогу между Коби и Гудаури и проложат новые тоннели, все равно возможности трассы будут ограничены.

В сложившейся ситуации руководство Армении вынуждено искать альтернативные способы доставки грузов на рынок ЕАЭС, и прежде всего России. Министр территориального управления и инфраструктур Армении Сурен Папикян заявил, что власти страны ведут переговоры с Россией о покупке двух паромов. С их помощью можно будет торговать с РФ морем, в обход горного перевала Верхний Ларс, который часто закрывается зимой из-за сильных снегопадов. Судя по всему, переговоры касаются паромов, которые ранее ходили через Керченский пролив, а теперь, после строительства Крымского моста, остались без загрузки.

В принципе такой вариант возможен, но тогда у администрации черноморских портов Грузии и России нужно будет запрашивать скидки на обслуживание, хотя бы на первый год. Положительный пример есть: в 1990-е годы паромы с Украины в Грузию на год освободили от всех портовых налогов и тарифов, и с 1995 года эта линия очень хорошо заработала.

Нынешнее правительство Армении отличается повышенным вниманием к регионам страны, прежде всего к северным. Это марзы/области Ширак, Лори и Тавуш, которые, согласно официальной статистике, дают наибольший процент миграции (прежде всего в Россию). Правительство через реализацию субвенционных программ в регионах стремится повысить качество жизни людей, которые живут за пределами Еревана. Одной из составляющей «бархатной революции» стала децентрализация, наблюдаемая сегодня и в экономической сфере, и большинство программ нацелены на модернизацию инфраструктуры. Они предусматривают ремонт и прокладку новых шоссейных дорог высокого качества, проведение и починку водопровода, газификацию, улучшение инфраструктуры образовательных и социальных учреждений.

Суть субвенционных программ в том, что их разрабатывают непосредственно местные общины, указывая, какую часть средств на реализацию тех или иных проектов они готовы оплатить сами. Как правило, речь идёт о половине заявленной суммы, в то время как другую половину оплачивает правительство, в том числе и из профицитной части бюджета. В уходящем году будет построено и модернизировано примерно 350 км шоссейных дорог, а в следующем году планируется проложить и отремонтировать 500 км дорог. Если такие темпы будут сохранены, то через 4-5 лет проблема качественных дорог в стране приблизится к своему решению.

Интересно, что нехватки средств не ощущается, однако автодорожным компаниям, которые проводят эти работы, не хватает мощностей и рабочих рук. Кстати, именно по этой причине в автодорожных работах были замечены гастарбайтеры из Узбекистана. И это, заметим, при высоком удельном весе безработицы (20,4% экономически активного населения).

5 декабря правительство утвердило новую стратегию под названием «Работай, Армения», её финансовую оценку и рамки действия. Документ направлен на развитие человеческого капитала, стимулирование занятости и повышение качества жизни путём институциональных реформ и профессиональной самореализации. Предполагается вовлечение работодателей в процессы профессионального обучения и образования, повышение конкурентоспособности выпускников вузов и расширение возможностей их самореализации и иные меры.

Возвращаясь же к позитивной динамике роста ВВП Армении на фоне стагнирующих экономик Старого Света, обратим внимание на оценки ряда рейтинговых агентств, аналитических институтов, фондов и банков.

Так, 22 ноября международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует, что средний рост ВВП Армении в 2020-2021 гг. будет на уровне 4,7%. На фоне общих стандартных формулировок интересным выглядит прогноз Fitch о сохранении широкой социальной и политической стабильности. Агентство не ожидает продолжительной эскалации конфликта с Азербайджаном по Нагорному Карабаху до уровня, способного на эту стабильность повлиять.

В качестве проблем эксперты отмечают отток в последние полгода из Армении денег инвесторов в виде дивидендов, что связано с рядом причин. В частности, инвесторы и собственники, действовавшие при прежней власти, чувствуют себя незащищенными и стремятся сохранить сбережения, выводя их за границу. Нет также и признаков роста прямых иностранных инвестиций, а их уровень в государственном секторе остается низким, поскольку новое правительство колеблется в вопросе реализации проектов для финансирования. Кроме того, по мнению западных экспертов, процесс инвестирования в Армении пока персонализирован, что тормозит крупные вложения.

Прогноз роста ВПП Армении по проекту бюджета на 2020 год, скорее, консервативный, но достаточно высокий для постсоветского пространства – 4,9%. Это связано с введением нового Налогового кодекса, в котором предусмотрено освобождение от налогов (кроме подоходного) микробизнеса с годовым оборотом до 24 млн драмов (48 тыс. долларов), ожидаемым повышением цен на газ с 1 апреля и рядом других факторов.

 
 

Эстония отказалась от территориальных споров с Россией

Маленькие, но гордые страны Прибалтики все чаще вспоминают про какие-то территориальные претензии. Вот недавно глава Эстонии Керсти Кальюлайд заявила, что Эстония не имеет никаких видов на российские земли и добавила, что по условиям вступления в НАТО давным-давно отказалась от прений.

Хотелось бы отметить, что от территориальных споров эстонцам следовало отказаться еще раньше. Почему? Ну, например, по Ништадскому мирному договору от 1721 года, когда Швеция буквально продала «трибалтию» и часть Карелии за два миллиона ефимков (приблизительно 56 тонн серебра).

Или же можно вспомнить, как Эстония 6 августа 1940 года вошла в состав СССР и перестала существовать как суверенное государство. После, с 1941 по 1944 года Эстонию оккупировали гитлеровские войска, которые были выбиты Красной армией, а территории прибалтийского государства снова вошли в состав Союза.

Таким образом маленькое, но гордое «шпротное государство» регулярно меняло свой статус, но помнит исключительно о Тартусском договоре, о силе действия которого недавно пыталась «напомнить» спикер эстонского парламента Хенн Пыллуаас. Возможно, что парламентарий все еще живет в том самом 1920 году, которым датируется не ко времени упомянутое соглашение, однако президент Кальюлайд заявила, что «у Эстонии нет территориальных претензий к своим соседям». Вероятно, президент Эстонской Республики меньше подходит под анекдотический стереотип, который так и всплывает, когда кто-то вспоминает Тартусский договор.

Популярное в

))}
Loading...
наверх